[ Скачать с сервера (30.5 Kb) ] | 05.01.2014, 14:20 |
Задача. В соответствии с решением представительного органа Беловского района все природные объекты и ресурсы в границах муниципального образования объявлены исключительной собственностью этого образования. Глава администрации Дубинского района своим постановлением изъял 1,5 га земли, принадлежащей на праве частной собственности фермеру Соловьеву, под строительство больницы. В свою очередь глава администрации Красновского района своим постановлением потребовал от фермеров и руководителей сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) ограничить посадку картофеля ввиду того, что в прошлом году не удалось реализовать весь выращенный урожай. Оцените законность решений названных органов, сославшись на законодательство.
Решение. 1) Относительно решения представительного органа Беловского
района о том, что все природные объекты и ресурсы в границах муниципального
образования объявлены исключительной собственностью этого образования,
необходимо пояснить следующее. В соответствии с п. 2 ст.
9 Конституции РФ[1]
земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности. П. 2 ст. 11 ЗК РФ[2] установлено, что органами
местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными
участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно положениям п. 1
ст. 19 ЗК РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки: - которые признаны
таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами
субъектов Российской Федерации; - право муниципальной
собственности на которые возникло при разграничении государственной
собственности на землю; - которые приобретены по
основаниям, установленным гражданским законодательством; - которые безвозмездно
переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности. Согласно положениям ст.
279 ГК РФ[3] земельный участок может
быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем
выкупа. В соответствии с п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного
самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель,
изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд,
установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и
застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других
муниципальных образований, разработка и реализация местных программ
использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов
местного значения в области использования и охраны земель. Таким образом,
рассмотренный перечень оснований приобретения права собственности на земельные
участки муниципальным образованием является исчерпывающим. Самовольное
установление исключительной собственности муниципального образования на все
природные объекты и ресурсы в границах муниципального образования законодательством
не допускается. Данное положение связано, во-первых, с тем, что определенные природные
объекты и ресурсы могут находиться лишь в федеральной собственности. Например,
животный мир в пределах территории Российской Федерации является
государственной собственностью (ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 г. №
52-ФЗ «О животном мире»[4]); лесные участки в составе
земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного
кодекса РФ[5]); и др. Во-вторых,
действующим гражданским, земельным законодательством предусмотрен четкий
перечень оснований приобретения права собственности на землю. Муниципальная
собственность на земельные участки, как правило, устанавливается федеральным
законодательством, в порядке разграничения государственной собственности, в
порядке изъятия посредством выкупа или безвозмездной передачи. Вывод: принятое представительным
органом Беловского района решение противоречит действующему законодательству,
т.е. является незаконным. 2) Глава администрации Дубинского района своим постановлением
изъял 1,5 га земли, принадлежащей на праве частной собственности фермеру
Соловьеву, под строительство больницы. Относительно
рассматриваемой ситуации можно отметить, что изъятие земельного участка из
частной собственности будет правомерным, если оно осуществлено посредством
выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или
муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами
местного самоуправления. Ст. 49 ЗК РФ установлено,
что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных
или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: 1) выполнением
международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов
государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов
возможного размещения этих объектов: - объекты федеральных
энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; - объекты использования
атомной энергии; - объекты обороны и
безопасности; - объекты федерального
транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта,
путей сообщения, информатики и связи регионального значения; - объекты, обеспечивающие
космическую деятельность; - объекты, обеспечивающие
статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; - линейные объекты
федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов
естественных монополий; - объекты систем
электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных
систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения
государственного или муниципального значения; - автомобильные дороги
федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными обстоятельствами
в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том
числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности
субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях,
установленных законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с пп. 2-3
ст. 55 ЗК РФ, принудительное отчуждение земельного участка для государственных
или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного
и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения
суда. Порядок выкупа земельного
участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок
определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных
или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования
земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд,
права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных
или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством. Таким образом, общий
порядок процедуры изъятия земельного участка урегулирован главным образом
нормами Гражданского (ст. ст. 279 - 283) и Земельного (ст. ст. 49, 55, 57, 63)
кодексов РФ. Процедура резервирования
земельного участка сельскохозяйственного назначения должна сопровождаться
переводом его в состав земель иной категории с соблюдением требований ст. 7
Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных
участков из одной категории в другую» (в ред. от 07.06.2013)[6]. В соответствии с
указанной нормой, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных
участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в
другую категорию для целей резервирования и последующего изъятия, в том числе в
случаях, связанных с размещением объектов социального, коммунально-бытового
назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов
размещения этих объектов (п. 9 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 172-ФЗ). Изъятие земельного
участка для государственных или муниципальных нужд является юридическим
составом, требующим совершения следующих последовательных действий: а) принятие решения
уполномоченного органа государственной власти или органа местного
самоуправления (далее - орган публичной власти) об изъятии земельного участка
(земельных участков) для государственных или муниципальных нужд; б) уведомление
собственника, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов
земельного участка о принятии решения об изъятии земельных участков, осуществляемое
не позднее чем за год до предстоящего изъятия; в) государственная
регистрация названного решения в ЕГРП с последующим уведомлением собственника
(п. 4 ст. 279 ГК РФ). Поскольку Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не
содержит норм о государственной регистрации решения об изъятии земельных
участков, его регистрируют как обременение (ограничение) прав на земельный
участок; г) заключение соглашения
о выкупе земельного участка (договора купли-продажи земельного участка) и
составление передаточного акта между органом публичной власти, изымающим
земельный участок, и собственником земельного участка при согласии последнего; д) уплата собственнику
выкупной цены за земельный участок; е) государственная
регистрация перехода права собственности на земельный участок. Вывод: постановление
администрации Дубинского района об изъятии 1,5 га земли, принадлежащей на праве
частной собственности фермеру Соловьеву, будет являться законным в том случае,
если оно было осуществлено с соблюдением установленного законодательством
порядка изъятия земельного участка посредством выкупа. 3) Глава администрации Красновского района своим
постановлением потребовал от фермеров и руководителей сельскохозяйственных
производственных кооперативов (СПК) ограничить посадку картофеля ввиду того,
что в прошлом году не удалось реализовать весь выращенный урожай. В соответствии с чч. 2-3
ст. 261 ГК РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный
участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный
(почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного
участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под
поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об
использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других
лиц. Вывод: постановление
главы администрации Красновского района об ограничении посадок картофеля ввиду
того, что в прошлом году не удалось реализовать весь выращенный урожай является
незаконным, поскольку хозяйственная деятельность фермеров не наносит ущерба
окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Использовать свои земельные участки фермеры могут по своему усмотрению. [1] Собрание законодательства РФ. –
2009. - № 4. – Ст. 445. [2] Земельный кодекс Российской
Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (с изм. и доп. от 06.09.2013) // Собрание
законодательства РФ. – 2001. - № 44. - Ст. 4147. [3] Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 01.10.2013) //
Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301. [4] Собрание законодательства РФ. –
1995. - № 17. - Ст. 1462. [5] Собрание законодательства РФ. –
2006. - № 50. - Ст. 5278. [6]
Собрание законодательства
РФ. – 2004. - № 52 (часть 1). - Ст. 5276. | |
| |
Просмотров: 9675 | Загрузок: 37 | |
Всего комментариев: 0 | |